Функциональная грамотность учеников
Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:
· читательскую грамотность;
· математическую грамотность;
· естественно-научную грамотность;
· глобальные компетенции;
· финансовую грамотность;
· креативное мышление.
Какие внешние оценки проводят
В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки.
Внешние исследования функциональной грамотности
Исследование
|
Что проверяет
|
Какие классы
|
Когда проходит
|
Когда ближайшее
|
TIMSS
|
Качество математического и естественно-научного образования
|
4-е и 8-е
|
Раз в четыре года
|
2023 год
|
PIRLS
|
Качество чтения и понимания текста
|
4-е
|
Раз в пять лет
|
2021 год
|
PISA
|
Все виды грамотности
|
15-летние школьники
|
Раз в три года
|
2021 год
|
Оценка качества образования по модели PISA
|
Качество математического и естественно-научного образования
|
8-е и 9-е
|
Раз в четыре года
|
2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком
|
В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.