

Новый год у осетин
Новый год – праздник, который отмечают все народы. Правда, исчисление те или иные народы ведут по-разному, но это уже религиозно-этнические особенности.
Для тех, кто считает, что Новый год это 13 января, 1 января обычный день, без праздничных мероприятий, продолжение поста. Это православная традиция.
Но официальный календарный Новый год у нас наступает 1 января. Это смена года, времени, требующая от осетина особой ритуальной подготовки для того, чтобы Новый год был удачным. На «старый Новый год» никто не мешает это повторить, но Новое время наступает 1 января и встречать его надо соответственно. Завершение годового круга и его открытие в Новом календарном году для осетин – это ритуал возрождения и продолжения жизни.
Каждый, кто исполняет традицию, пробует именно новогоднюю традиционную трапезу, обеспечивает себе в Новом году достойное, обновленное продолжение жизни, удачу.
Для того, чтобы обезопасить свой дом от воздействия злых сил, у входа в дом над дверью вешались колючки. Колючки вешали также в кладовой, т.е. в месте, где хранились продукты, из которых потом готовили ритуальную пищу. Во всевозможные места втыкали острые железные вещи, например, гвозди. Обводили острым ножом круг у входа в дом.
Из ритуальной пищи обязательным было печь пирог «Æртхурон». Он посвящался солнцу и выпекался в форме солнечного диска. Предназначался только для членов семьи.
Остальной трапезной пищей можно и нужно было угощать всех, и чем больше, тем лучше. Прежде всего, это особые три ритуальных пирога, которые начинялись сыром, заранее приготовленным. Заранее надо было приготовить и масло.
Сам стол должен был быть изобильным. Обязательным на нем было мясо, приготовленное на огне (шашлык). Смысл был в том, что огонь обладает сакральными свойствами, и выступал в данном случае как некий осветитель трапезы.
Застолье должно было быть веселым, оптимистичным, говорить надо было только о хорошем. Какой бы не был предыдущий год, нельзя было о нем плохо отзываться. В Новый год надо было вступать без долгов и освободившись от всех обещаний, и вообще всего негативного.
Даже одеться надо было во что-то новое. Особым должно было быть поведение. Оно должно было быть освещено исключительно добрыми, положительными действиями. Надо было следить за своей речью. Нельзя было говорить ничего грубого, резкого, неприятного. Новый год – это праздник доброго, благородного начала. С каким сердцем и настроением его встретишь, так и пройдет весь год, считали наши предки.
Хозяйки к Новому году пекли фигурные пироги в форме полумесяца (мæй). Новолуние, по мнению осетин, считалось счастливым знаком. Раньше к этому дню приурочивались начала сельскохозяйственных работ. Но в принципе, любое серьезное деловое начинание принято было приурочивать к Новолунию (полумесяцу). Пекли также фигурные изделия в форме различных животных.
В ночь на Новый год в домах огонь и свет поддерживали до утра. После 24 часов начинали стрелять, причем прицеливались как бы в луну, которую необходимо спасти от злых сил (мæйхортæ). Было принято даже детям участвовать в защите луны от «мæйхортæ». Они бросали камни в «злые силы».
Молодежь в Новогоднюю ночь устраивала веселый обход с песнями, играми. Принято было и гадать в новогоднюю ночь. Последние сутки в уходящем году были насыщены ритуальными действиями, имеющими конкретную цель.
Конечно, это не все традиции, по которым наши предки встречали Новый год.
Осетинские новогодние традиции – это целая философия так необходимая нам сегодня.
Нæуæгбонты зарæг:
Хæдзаронтæ, хæдзаронтæ!
Фæцæуынц уæм дæрдбæлццонтæ…
Æддæмæ ма сæм ракæсут!
Уæ мæсыгмæ сæ бакæнут!
Хæдзаронтæ, хæдзаронтæ!
Фæцæуынц уæм нæуæг бонтæ.
Уæ ал-аз дæр хорзæй уынат!
Уæ фидæнмæ фæрныг дæр уат!
Уæ лæг уын саг куыд амара!
Уæ ус уын тыр куыд ныййара!
Хъæу-фаг куывд уæм куыд æрцæуа!
Уæ басылы къух мæн куыд фæуа!
Хæдзаронтæ, хæдзаронтæ!
Фæцæуынц уæм нæуæг бонтæ.
Фæхæссынц уын нæуæг бонтæ
Фыццаг хæрзтæй хуыздæр хæрзтæ!
